Когда-нибудь, не слишком далеко от дома, вы подойдете к окну и простым и привычным движением вынете из сети вилку от зарядки вашего автомобиля, точно так же, как мы это делаем сейчас, когда полностью заряжен аккумулятор нашего мобильного телефона. Нажатием одной кнопки, приведете машину в движение и отправитесь в офис, не тревожа окружающую среду даже граммом двуокиси углерода...
По крайней мере, именно так представляют наше будущее основные мировые автопроизводители, которые готовят широкий спектр электрических транспортных средств для всех нужд, от городских компактных машин до грузовых фургонов, спортивных седанов и минивенов для всей семьи. Первые модели, еще недавно красовавшиеся на международных автосалонах в качестве шоу-каров и пилотных проектов, выйдут в широкую продажу в мире уже в конце текущего года.
И с этого момента, путь электрических машин стремительно пойдет в гору: по самым свежим оценочным данным исследовательской компании Frost&Sullivan, к 2015 году в Европе будет продано более 1,1 млн. электрических машин. Но переход к электромобильности не будет безболезненным, так как хотят нас убедить некоторые производители.
Тихая революция аккумуляторных батарей должна будет пройти целый ряд трудностей. В первую очередь само вождение, к которому трудно будет привыкнуть в силу отсутствия привычного шума, новых ощущений за рулем, непривычного технического обслуживания.
Более того, придется изменить свое отношение к автомобилю в принципе. И еще много разных вопросов: готовы ли мы платить за эти машины гораздо больше, чем за традиционные?
Готовы ли ежедневно заботиться о них, не забывая заряжать каждую ночь? Принять больший риск травм для ног при столкновении ввиду низкого расположения аккумуляторных батарей?
Перед производителями также стоят многие нерешенные вопросы: чтобы убедить потребителей покупать электрические машины, они должны обеспечить их повсеместно гигантским количеством точек для подзарядки. Далее, вопрос с самими батареями: аккумуляторы тяжелые, дорогие и влияют на производительность, надежность и автономность автомобиля.
По этой причине автопроизводители по всему миру ведут жесткие переговоры с производителями аккумуляторов: кто первый из них придет к идеальному решению, получит ключ к завоеванию рынка.
Чтобы получить представление о трудностях, которые еще предстоит решить, должен понять, что килограмм современной литиевой батареи содержит энергии в 50-100 раз меньше, чем литр бензина, а расстояние в 150 км требует батареи стоимостью в 10-15 тысяч евро!. Более того, батареи хорошо работают только в узком диапазоне температур, как правило, между 15 и 45 градусами по Цельсию, а ведь даже в теплой Европе зимними ночами куда как холоднее, южной части Старого Света в августе температура частенько поднимается выше отметки в 45 градусов.
Потребуются нетривиальные решения для создания сложных систем климат-контроля для эксплуатации аккумулятора, что неизбежно приведет к удорожанию машин и, одновременно, потреблению ими же дополнительной энергии. Итак, уже ясно, что электромобили – штука дорогая.
Их коммерческий успех во многом будет зависеть, по крайней мере первоначально, от государственной политики и стимулирования.
В частности, Nissan Leaf — первый готовый для сбыта в Европе электрический автомобиль, стоит 33000 евро, что чрезмерно дорого для седана гольф-класса.
Однако в Великобритании уже существует компенсация государства по приобретению 5-местного японца: покупатель тратит только 27 тысяч евро, а вклад правительства составляет 5000 фунтов (6000 евро). Все ли страны пойдут на такие субсидии – большой вопрос.
Еще один важный аспект: размер автономии автомобиля. По большому счету, он имеет скорее психологический характер: почти все электрические машины теоретически могут проехать 150-200 км с полностью заряженным аккумулятором, а этого более чем достаточно, чтобы ответить на большинство транспортных потребностей пассажиров: по некоторым исследованиям, 90% европейских водителей проезжают по своим делам менее 100 км в день.
Разумеется, пока не у всех есть возможность подключить автомобиль к домашней сети 220 Вольт, необходимой для 8-часовой полной зарядки.
Разумеется, вопрос решаем с помощью точек «быстрой зарядки» (20-30 минут) с гораздо более высоким напряжением, которые должны быть размещены в стратегических точках, например на автомобильных стоянках супермаркетов. Предполагается, что оплата за это взиматься не будет.
Но создание такой сети тоже непростая задача: опять же согласно Frost&Sullivan, к 2015 году Европа должна будет обеспечить себя 2750 тысяч таких электро-столбцов.
В качестве компромиссного решения некоторые производителя предлагают промежуточное решение между гибридными и электрическими силовыми агрегатами, которые смогут передвигаться даже с полностью разряженными батареями.
Наиболее интересными в этой связи являются Toyota Prius Plug In и Opel Ampera (европейская версия Chevrolet Volt), которые, двигаясь преимущественно на электродвигателе, могут также функционировать как обычный гибрид, для расширенной автономии имея на борту небольшой двигатель внутреннего сгорания, который приводит в движение генератор для зарядки аккумуляторов. Итак, автопроизводители и поставщики аккумуляторных батарей вкладывают сейчас значительные средства в технологии, чтобы предложить потребителям электрических машин комфорт и приемлемую цену.
Перед правительствами государств всего мира, однако, стоит более сложная задача развития возобновляемых источников энергии, без чего говорить об автомобилях с нулевым уровнем выбросов не имеет смысла.
Если электроэнергия будет продолжать, как это происходит сейчас, из ископаемых видов топлива, проблему загрязнения окружающей среды просто переместится от автомобилей к электростанциям, от городских центров в пригороды.
Такова ли цель всего этого «зеленого» бума?
29/06/2010 Gordon Murray T.25: городской супер-компакт 28/06/2010 Двигатели 2010 года: итоги престижного конкурса 02/06/2010 Pininfarina X Concept: пол-царства за коня…
без ноги 26/05/2010 Ducati Sports Car: выдумки или реальность? 24/05/2010 Pininfarina Nido EV: симбиоз дизайна и экологии 18/05/2010 Monte Carlo Automobile представил концепт Quadrifuel Комментарии: Ваш комментарий: