Только за пять месяцев 2010 года в крае было угнано 570 машин, более половины из которых — в Чите. Если в мае было зарегистрировано 206 угонов, то в середине июня — уже 255. Угон машин, по словам начальника оперативно-розыскной части №4 криминальной милиции краевого УВД Максима Шарова, проблема не только нашего города, но и практически всех городов страны — только по угонам автомобилей Чита занимает предпоследнее место среди городов Сибирского федерального округа. Несмотря на то, что в 2009 году снижение преступлений по угону машин составило 5,4%, а по итогам пяти месяцев нынешнего года — 16,4%, раскрытие этих преступлений – приоритет в работе краевого УВД, и ведётся по нескольким направлениям.
«Если говорить об угонах из гаражных кооперативов, то их наименьшая часть. С начала года из кооперативов было угнано 30 автомобилей.
Большинство кооперативов прислушались к нашим пожеланиям и обеспечили охрану транспортных средств – установили видеоконтроль», — отметил Шаров.
По его словам, в крае, из-за отсутствия рынка сбыта, машины угоняют ради выкупа.
Как правило, преступники похищают машины стоимостью от 200 тысяч рублей и выше. После угона преступники выходят на хозяина автомобиля, используя базы сотовой связи, адресного бюро, телефонные справочники.
«Видимо, имеется у преступников и выходы на базы ГИБДД», — признался Шаров. Также он отметил, что потерпевшие, вернувшие машину за выкуп, редко обращаются в милицию.
Только благодаря оперативным данным стало известно, что выкуп за свои машины отдали 70 автолюбителей Читы.
Эта цифра, по словам Шарова, — показатель менталитета читинцев. «Милиция, как инструмент борьбы с преступностью, должна организовывать все действия по поимке, сбору доказательств.
Во всех правовых государствах помощь правоохранительным органам оказывают граждане.
В Израиле, например, существует закон о том, что гражданин обязан сообщать органам правопорядка о каких-либо правонарушениях со стороны других граждан. У нас такого нет», — говорит Максим Шаров.
Препятствуют раскрытию преступлений и пробелы в законодательстве.
В настоящее время милиция руководствуется двумя статьями: 166-ой («Угон») и 158 («Кража»). «Если говорить о возвращении машины за выкуп, то стоит сказать, что правовая база несовершенна.
В уголовном кодексе имеется статья «Вымогательство». В ней говорится, что в адрес лица, у которого требуют денежное вознаграждение, должны поступать угрозы.
Но преступники также знакомы с Уголовным кодексом, и поэтому они не высказывают угроз потерпевшим. В плане доказательства – это очень тяжёлый случай», — отметил Шаров.
Также трудно доказать, с корыстным ли мотивом был угнан автомобиль. Если угонщик утверждает, что взял машину не с целью выкупа, — это угон.
Максимальный срок наказания по такой статье – три года лишения свободы.
Шаров заверил: «И МВД, и мы выходим на законодателей, чтобы они обратили внимание на изменение в Уголовном кодексе по кражам и угонам автотранспорта».
Он пояснил, что в уголовных кодексах бывших союзных государств существуют специальные статьи по неправомерному завладению автотранспортом.
Там не нужно объяснять – был ли корыстный мотив. Всё просто: если человек любым способом завладел авто без воли его хозяина, то он привлекается к уголовной ответственности.
И санкции статей соответствующие – если машину угнала организованная банда, то она получает 15 лет лишения свободы. Если применялось насилие – свыше 15 лет. Плюс полная конфискация имущества.
По словам Шарова, сейчас в Чите орудуют несколько банд угонщиков.
Все они используют новейшие средства – радио- , модифицированные сканеры, которые позволяют отключать сигнализации.
Кроме них, применяются провороты – металлические отмычки, которые повторяют форму ключа от замка двери и запуска зажигания. По информации начальника оперативно-розыскной части, «актуального вида противодействия» этим приспособлениям не существует.
Единственное спасение для автомобилистов – приспособления механического плана, запирающие рулевые колонки, педали или использование сигнализации «свой-чужой». «По оперативным данным, у преступников имеется несколько систем по отключению сигнализации.
Эти системы срабатывают на отключение таких сигнализаций, как «Scher-Khan», «Tomahawk», «Star Line».
Эти сигнализации доступны по цене, но система антисканер на них не работает. Многие автолюбители покупают такие охранные устройства в Китае.
Там же можно приобрести и сканер для них. Его стоимость составляет около 60 тысяч рублей», — говорит Максим Шаров. По данным сотрудников милиции, в основном, угоны совершаются в дневное время, когда автовладельцы оставляют свои машины на стоянках.
В это время преступнику проще подойти к машине, проверить степень её защищенности, отследить движение автомобиля.
Угнанные машины чаще всего хранятся в отстойниках, роль которых выполняют съёмные железные гаражи-ракушки, нелегально установленные во дворах жилых домов, рядом с гаражными кооперативами.
Так в местах отстоя было найдено восемь автомобилей.
«Разговоры по аренде гаража, в основном, ведутся по телефону, затем подставное лицо передаёт деньги. Нужно учесть, что хозяин гаража, сдавая его в аренду и не указывая доход в декларациях, несёт ответственность как лицо, не указавшее дополнительный доход.
Сейчас прокуратура проверяет Ингодинский район по незаконной установке гаражей во дворах. Также мы предоставили список лиц, которые сдают гаражи в аренду, для проверки в налоговой инспекции», — отметил Шаров.
По его словам, некоторые преступники угоняют автомобили конкретных марок для разборки на запчасти. Так был угнан автомобиль «Subaru Legacy» стоимостью около 700 тысяч рублей.
Разобранный «Subaru» обнаружили в отстойнике, правда, угонщиков найти не удалось. У групп, которые используют сканеры, нет предпочтений среди моделей автомобилей.
Сканирующие устройства могут считывать около 90 типов сигнализаций, даже тех, которые установлены на машине заводом-изготовителем. Но есть в городе группа, которая крадёт только машины «Honda».
«Около пяти марок этой фирмы», — пояснил Шаров. По данным пресс-службы краевого УВД, в 2009 году милиция раскрыла 671 кражу автомобилей.
К уголовной ответственности были привлечены 700 угонщиков и воров. Кроме того, раскрыто большое количество преступлений прошлых лет. Но улучшить цифры раскрываемости могут и сами забайкальцы – по статистике 40% краж и угонов совершается из-за беспечности и невнимательности автолюбителей.