Круглый стол «МК» в Питере": Куда льготы завезли?

Если в кризисный 2008 год автомобильные рынки практически всех стран мира дружно катились вниз, то 2009-й ознаменовался уже разными результатами в разных странах. К примеру, Европе с помощью бонусов за утилизацию старых автомашин при покупке новых удалось вывести рынок из глубокой ямы — падение объемов продаж составило всего 1,6 процента. Российский авторынок такими результатами похвастаться не может — продажи легковых автомобилей упали в нашей стране в два раза. Одного субсидирования государством процентных ставок по автокредитам для подъема рынка оказалось мало. Правда, на днях и у нас стартовала программа утилизации. Но сможет ли она подтянуть продажи новых машин вверх? Станет ли этот год более оптимистичным для авторынка? Готовы ли петербуржцы приобретать автомобили в кредит и на каких условиях? Чем планируют привлекать покупателей автодилеры? Чего ждать автовладельцам от сферы страховых услуг? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола на тему «Пойдет ли вверх авторынок на буксире господдержки?», организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance. 2009 год стал настоящим испытанием для российского авторынка — по его итогам в России было продано 1 миллион 395 тысяч новых легковых автомобилей, что меньше результата 2008 года на 50,2 процента. В Петербурге за прошлый год было зарегистрировано 80,2 тысячи новых автомобилей, что на 42 процента меньше, чем в 2008 году. Итоги неутешительны, а дальнейшие перспективы рынка пока туманны.

— Как и ожидало большинство участников рынка, восстановления докризисных объемов продаж автомобилей ждать не стоит, — дает свой прогноз Дмитрий Тимофеев, генеральный директор «РРТ — розничные кредиты» автохолдинга РРТ. — Существенный рост продаж ожидается начиная со второй половины 2011 года.

В 2010 году уровень продаж будет находиться на уровне 4 квартала 2009 года с учетом традиционных сезонных всплесков весной и осенью.

Под влиянием пресловутого кризиса многие автолюбители отложили покупку новой машины до лучших времен, а те, кто все же решился на приобретение авто, пересмотрели свои предпочтения. — Спрос сместился сейчас из среднего ценового сегмента в сторону более дешевых автомобилей, — отмечает директор по продажам «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков.

— Судя по обращениям за кредитами, могу сказать, что наиболее востребованы сейчас автомобили стоимостью около 20 тысяч долларов, — уточняет начальник управления продвижения и рекламы департамента автокредитования Русфинанс Банка Любовь Малютина. — При этом 40,7 процента клиентов на рынке отдают предпочтение седанам, 27 процентов выбирают хетчбэки.

Если говорить о мощности автомашин, то почти 50 (47,3%) процентов покупателей приобретают автомобили с объемом двигателя не более 1,6 литра. Однако нельзя сказать, что россияне поголовно пересаживаются на малолитражки — доля внедорожников и кроссоверов на авторынке выросла по итогам прошлого года на 5 процентов.

Сегмент SUV в России стал даже более популярен, чем сегмент В (седаны), доля которого снизилась с 23,9 процента в январе прошлого года до 20,4 процента в январе нынешнего.

Не угасла народная любовь и к иномаркам — на их долю приходится почти 73 процента автомобильных продаж. Кстати, импортные автомобили по сравнению с декабрем 2009 года чуть прибавили в цене — в среднем на 1 процент.

Что будет с ценами дальше, пока не ясно, но, как уверяют дилеры, чего точно не стоит ждать, так это массового скидочного бума на прошлогодние модели, который царил на рынке в первой половине 2009 года.

— Практически все производители пересмотрели свои планы с учетом кризиса, — комментирует Михаил Шевельков.

— Например, у нас из прошлогодних запасов осталось всего 2–3 машины, и с 15 января мы уже реализуем модели 2010 года.

Возможно, у ряда компаний и сохранился избыток. А некоторые, кстати, вообще не ввозили в Россию модели 2009 года, распродавая запасы 2008 года выпуска.

Подтолкнем «старьем»? Еще одна тенденция автомобильного рынка: многократно вырос спрос на подержанные машины. — Повышение таможенных пошлин привело к тому, что импорт подержанных иномарок резко сократился (на 75 процентов), — поясняет председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов.

— И сейчас на авторынках наблюдается большое количество пустых мест. Однако спрос на такие машины растет, причем он даже опережает предложение, что, соответственно, толкает цены вверх.

С начала года стоимость подержанных иномарок выросла на 8 процентов. Однако не стоит связывать этот факт со стартом программы по выплате бонусов за утилизацию автомашин — получить бонус в 50 тысяч рублей можно, лишь сдав на переработку автомобиль возрастом от 10 лет и весом до 3,5 тонны, которым владеешь не менее одного года.

При этом экспериментальная программа будет работать только до ноября.

Хотя варианты все-таки есть. — Очень часто задают вопрос: что делать, если старый автомобиль записан, к примеру, на дедушку?

— рассказывает заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга Александр Ремига.

— Чтобы самостоятельно заниматься процедурой утилизации, нужно оформить на себя генеральную доверенность.

Но следует учесть, что и ваучер на скидку в 50 тысяч рублей будет выписан на дедушку, и договор купли-продажи автомобиля будет оформляться на его имя. Позднее вы сможете переоформить машину на себя. Сама процедура сдачи автохлама в утиль не так сложна — обращаетесь к дилеру, у которого уже присмотрели себе будущий автомобиль, и заполняете вместе с ним пять бланков с сайта Минпромторга.

Затем снимаете утиль с учета в ГИБДД (можете за отдельную плату поручить это автосалону), и дилер или производитель довозят его до места утилизации, а вы получаете ваучер на скидку.

Причем за доставку машины платит государство, а вот за сам процесс утилизации придется раскошелиться вам. — Согласно правилам программы, утилизация проводится за договорную цену от 0 до 3000 рублей, — разъясняет Александр Ремига.

— Плата введена для того, чтобы эта процедура была рентабельна для предприятий по переработке.

Да, мы часто сталкиваемся с возмущениями по этому поводу.

Многие говорят о том, что раньше за сдачу на металлолом старых машин еще и платили. Платили, но делали это те, кто работал криминально, без соблюдения экологических норм.

Плюс плата за снятие с учета в ГИБДД, и в реальности вы получите скидку (живые деньги на руки давать никто не будет) не в 50, а в 45 тысяч рублей. Причем, если вы сдадите в утиль два автомобиля, это не значит, что вы сможете купить машину со скидкой в 100 тысяч рублей.

Для того чтобы ее получить, придется и купить два автомобиля.

Принцип программы «один к одному» — в обмен на один старый автомобиль будет даваться скидка на приобретение одного нового. И, кстати говоря, отправляемый в утиль автомобиль должен не только соответствовать по возрасту, но и быть в полной комплектации.

— Но как мы тогда избавимся от автохлама во дворах?

— высказывает возмущение Александр Холодов. — Ведь автомобили, простоявшие брошенными хотя бы месяц, как правило, с разбитыми стеклами и в практически полностью разобранном состоянии!

— Программа нацелена прежде всего не на борьбу с ржавеющими «колымагами» во дворах, а на обновление автопарка, — отвечает директор по продажам «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков.

— По поводу программы утилизации сейчас вообще много скептических высказываний. Тем не менее, с 17 февраля по 4 марта мы приняли уже 111 заявок от желающих сдать свой старый автомобиль и стать участником Программы утилизации, и 53 из них стали полноценными договорами на покупку Ford Focus.

В конце марта в наши дилерские центры поступит первая партия автомобилей Ford Focus новой модификации: Limited Edition. Это специальная версия популярной модели Ford Focus, стоимость которой, с учетом утилизационного сертификата в размере 50 000 рублей, будет начинаться от 389 тысяч рублей за 3-дверный хетчбэк с двигателем 1,4 л, мощностью 80 л. с. 5-дверный хетчбэк обойдется на 10 000 рублей дороже, а стоимость седана составит 409 000 рублей.

Приобрести Ford Focus Limited Edition можно будет только в обмен на утилизационный ваучер.

— Не думаю, что программа утилизации даст прирост продаж именно АВТОВАЗу, подтверждает Дмитрий Тимофеев. — Уровень продаж автомобилей АВТОВАЗа, по моему мнению, обусловлен прежде всего качеством выпускаемой продукции и эффективностью работы дилерской сети.

Не согласны участники круглого стола и с тем, что программу утилизации окрестили «старческой», ведь старые машины часто переходят в наследство.

Да и заявки поступают к дилерам в основном через Интернет — вряд ли все их отправляют «продвинутые» дедушки. А вот по поводу эффективности нового механизма поддержки авторынка никто делать выводов не спешит.

Пока можно опираться лишь на зарубежный опыт — «утилизационные бонусы» существуют уже в 13 странах Европы, США и Китае.

Наиболее яркие успехи на этом поприще демонстрируют Германия, где во время работы бонусной программы фиксировался 40-процентный рост продаж, и Поднебесная, где рынок за год вырос вдвое. Правда, в отличие от этих стран, у нас слабо развит сам сегмент автомобильного рециклинга.

— Комплекс переработки построен у нас пока лишь на 25 процентов, — говорит Александр Ремига.

— Есть предприятия, которые занимаются переработкой шин и пластика, но их единицы, так как такое производство сейчас нерентабельно. В основном на переработку идет только металл.

Всего же в программе утилизации старых автомобилей в Петербурге будут участвовать пока 3 компании и 1 компания в Ленобласти.

Если программе по утилизации еще предстоит себя проявить, то государственная поддержка в виде субсидирования процентных ставок по автокредитам уже обрела «народную любовь». Правда, произошло это не сразу, а после того, как ее «отшлифовали»: первоначальный взнос снизили с 30 до 15 процентов, увеличили срок кредитования до 3 лет, а порог стоимости автомобилей — до 600 тысяч рублей.

Кроме того, по госпрограмме теперь работают не 4 банка, а порядка 90. — С момента корректировки спрос на кредиты по этой программе вырос буквально на глазах, — уверяет генеральный директор «РРТ — розничные кредиты» автохолдинга РРТ Дмитрий Тимофеев.

— По итогам декабря 2009 года порядка 80 процентов всех кредитных продаж в одном из наших автосалонов — Росспан (официальный дилер «Шкоды») — составили именно кредиты в рамках госпрограммы.

— 58 процентов автомобилей Ford Focus в 4-м квартале 2009 года было продано в кредит по Государственной программе субсидирования кредитной ставки, — отмечает в свою очередь Михаил Шевельков. — А в январе 2010-го, когда программа была приостановлена, у нас даже образовалась очередь из желающих приобрести автомобиль с использованием кредита по Госпрограмме в ожидании ее возобновления.

Однако получить субсидию сейчас можно не только от государства — производители и автодилеры наперебой предлагают собственные либо совместные с банками программы кредитования, причем не менее эффективные.

— В Сбербанке на долю госпрограммы приходится 32 процента выданных кредитов, а на совместные программы с дилерами — 30 процентов, — приводит данные главный экономист управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Зуев.

— При этом в феврале спрос на автокредиты вырос в сравнении с январем на 93 процента. Растет постепенно и средняя сумма займа — она уже увеличилась с 400 до 460 тысяч рублей.

— Большой популярностью в настоящее время пользуются кредитные программы в рублях в рамках программы государственного субсидирования автокредитов в связи с крайне выгодными условиями кредитования РОСБАНКа, а также кредиты с первоначальным взносом от 20 до 50 процентов, так как, несмотря на кризис, активно происходит замена парка автомобилей, приобретенных 2–4 года назад, — добавляет начальник отдела по работе с частными клиентами АКБ «РОСБАНК» Алексей Царев. — Русфинанс Банк присоединился к программе только в ноябре 2009 года.

За полтора месяца работы в рамках данной программы было выдано 1693 кредита, что составило 16 процентов от общих продаж банка за аналогичный период, — сообщает директор ККО Русфинанс Банка в Санкт-Петербурге Петр Меликов.

— Наш банк также работает с 9 автопроизводителями: Volkswagen (марки Volkswagen, Skoda, Audi), ГАЗ, ВАЗ, Ford, Sollers (Fiat, Ssang Yuong, УАЗ), Hyundai, UZ-DAEWOO, предлагая клиентам льготные условия кредитования на приобретение автомашин 14 популярных брендов.

Кроме того, в Русфинанс Банке существуют другие привлекательные предложения.

— Может быть, не все об этом знают, но субсидии по процентным ставкам по госпрограмме и по специальным предложениям автопроизводителей в салонах дилеров часто суммируются.

А теперь можно получить еще одну дополнительную скидку в 50 тысяч рублей по утилизационному ваучеру, — подчеркивает Алексей Зуев.

Возможно, в совокупности обе государственные меры поддержки сдвинут и уровень продаж, и объемы автокредитования с мертвой точки.

До сих пор эффект был незначительным: если в 2008 году в кредит покупался каждый второй автомобиль, то сейчас кредитные продажи довольствуются долей в 28 процентов. Хотя, как считает Дмитрий Тимофеев, некоторые обнадеживающие сигналы восстановления рынка уже наблюдаются.

— Рынок автокредитных программ стремительно приближается к своему докризисному состоянию, — убежден он. — Инфляция «затормозила», ставка рефинансирования снижена уже до 8,5% — это все сигналы для банков к снижению цены кредитов для населения.

Это мы и наблюдаем на протяжении последних шести месяцев: число игроков на рынке уже сопоставимо с докризисным уровнем, средние ставки на рынке уже порядка 17 процентов годовых в рублях, причем подчеркну — это средние ставки.

Сейчас получить рублевый кредит в наших салонах вы можете под ставку от 8,5 процентов годовых в рублях. И это не расчетная, а реальная ставка.

Снова доступны программы кредитования без первоначального взноса, снижается возраст потенциальных заемщиков и требования к документам.

— Росбанк предлагает максимально гибкие условия кредитования как на новые, так и на подержанные автомобили на самых конкурентных условиях на рынке, — уверяет Алексей Царев. — Например, минимальная ставка по классическому автокредиту в рублях составляет всего 13,5 процентов, а при получении кредита в рамках программы государственного субсидирования автокредитов — 7,83 процента.

У заемщика РОСБАНКа всегда существует выбор из большого числа аккредитованных страховых компаний, в которых можно застраховать риски при получении автокредита.

Актуальный перечень страховых компаний размещен на сайте банка: www. rosbank. ru. Получить кредит на покупку автомашины стало проще и предпринимателям.

— Уже 6 месяцев в Сбербанке действует программа автокредитования малого бизнеса, по которой предприниматели могут получить кредиты на автомобили как для бизнеса, так и для личных целей, — рассказывает Ирина Шушпанова, главный специалист отдела организации кредитования малого бизнеса Управления кредитования Северо-Западного банка Сбербанка России. — Кредит предоставляется сроком на 5 лет с первоначальным взносом в 20 процентов.

В качестве залога выступает приобретаемый автомобиль, а в сумму кредита входит и страховка на первый год действия договора.

И хочу обратить особое внимание на то, что в январе мы значительно снизили ставки по этой программе. — Программа кредитования автомобилей до 3,5 тонн действует в Русфинанс Банке уже более 2 лет, и по ней, так же как и по остальным программам нашего банка, кредит можно оформить по 2 документам за 30 минут, без всяких дополнительных справок, — дополняет Любовь Малютина.

За страховкой — в суд! Роста автомобильных продаж с нетерпением ждут и страховщики — рынок автострахования по итогам 2009 года сократился до 30 процентов. Теперь и страховые компании вступают в борьбу за клиента.

— Сейчас на рынке отмечаются демпинг со стороны слабых игроков рынка и проактивное развитие сервисной составляющей бизнеса — у лидеров, — делится наблюдениями Владислав Анисимов, заместитель директора Северо-Западной дирекции ОАО СК «РОСНО».

— Начинают появляться новые страховые продукты по цене ниже привычной, ориентированные только на риски «угон» или «значительный ущерб», сопровождающиеся большой франшизой и привязанные к малоубыточным страхователям.

Также страховым компаниям приходится усиливать службы безопасности — кризис вызвал всплеск мошенничеств, связанных с автоподставами и «самоугонами». Правда, и некоторые страховщики «в долгу» не остаются.

— Страховые компании сейчас всеми силами экономят собственные средства, а потому участились случаи нарушения сроков выплат и отказов со всякого рода формальными отговорками, — предупреждает Александр Холодов.

— Я не говорю, что этим занимаются все страховщики, но, тем не менее, подобных случаев становится все больше и больше.

Дело в том, что иногда страховщику выгоднее заплатить большую сумму автовладельцу после суда, чем меньшую в срок.

А потому судебных разбирательств по вопросам получения страховых выплат будет больше.

— Обращаясь в страховую компанию по факту наступления страхового случая, держатель полиса КАСКО действительно может столкнуться с некоторыми проблемами, основной из которых является длительность срока получения возмещения, — комментирует руководитель Выплатного центра СГ «Спасские ворота» Алексей Николаев.

— При этом зачастую затягивание выплаты происходит по независящим от страховой компании причинам. К ним, например, относятся незнание клиентом условий договора, несоблюдение правил страхования, что влечет за собой некорректное оформление страхового случая, предоставление в страховую компанию не всех необходимых документов и не в установленный срок.

Если клиент выбирает способ возмещения в виде ремонта автомобиля, задержка может быть вызвана тем, что дилерские станции в сложившейся экономической ситуации осуществляют ремонт только после его стопроцентной предоплаты страховой компанией. А это в свою очередь ведет к увеличению срока ремонта.

Выходом из ситуации для клиента может стать ремонт автомобиля на сертифицированных СТО, заключивших договоры на обслуживание со страховой компанией. Как результат — на рынке наметилась тенденция к переходу клиентов из мелких и средних компаний в компании федерального уровня, считающиеся более надежными.

В таких компаниях банки и дилеры рекомендуют страховать и кредитные автомобили.

— Принципиальной разницы между страхованием кредитных автомобилей и страхованием автомобилей, приобретаемых за наличный расчет, нет, — поясняет Владислав Анисимов. — Но для клиентов нашей компании, приобретающих автомобиль за счет кредитных средств, есть дополнительное предложение: включение в полис каско риска Guaranteed Auto Protection («утрата товарной стоимости»).

Страхование данного риска позволяет в случае наступления страхового события по риску «угон» или «конструктивная гибель» получить выплату в размере непогашенной кредитной задолженности. Отказываться от полисов КАСКО не рискуют и те автовладельцы, кто купил машину за наличные, ведь вероятность того же угона высока — Петербург лидирует по числу хищений автомашин среди российских городов.

— Одна из наиболее ярких тенденций — это увеличение количества угонов старой модели при выпуске обновленной версии, — сообщает Владислав Анисимов. — То есть можно говорить о своеобразной «моде» среди угонщиков на определенные марки в тот или иной период.

Это произошло, например, с такими марками, как Toyota Corolla в 2007 году и Subaru Forester в 2008-м. А в прошлом году был наиболее популярен у угонщиков Mitsubishi Lancer, также наблюдался рост угонов BMW X6 и X5. Скорее всего, угнанные модели идут на запчасти с последующей их реализацией. Штатные иммобилайзеры в своем большинстве имеют недостаточную степень защиты, а потому вряд ли смогут чем-то помочь владельцам автомобилей угоняемых моделей.

Да и страховщики потребуют от вас в этом случае установить спутниковую «сигналку». — Мы доверяем таким надежным системам, как «Навигатор», «Цезарь», «Аркан», «Спринг», вне зависимости от марок, — сказал заместитель директора Северо-Западной дирекции ОАО СК «РОСНО».

Компания «Аларм-Моторс», основанная в 2003 году, имеет в Петербурге четыре дилерских центра «Форд», а также единственный на Северо-Западе Специализированный центр по продаже и обслуживанию коммерческих автомобилей «Форд».

С 2006 года компания является бессменным лидером продаж «Форд» в Северо-Западном регионе.

«Аларм-Моторс» — обладатель целого ряда престижных национальных и международных наград в области качества, коллекция которых пополнилась в 2009 году статуэткой «Золотой Гермес» и Золотым знаком качества «Сделано в Петербурге».

Русфинанс Банк специализируется на потребительском кредитовании в точках продаж, занимая 2 место на рынке автокредитования (по рейтингу самых автокредитных банков РБК, июль 2009). Банк представлен почти во всех автосалонах страны.

Используя модель экспресс-кредитования, банк предоставляет решение о выдаче кредита по 2 документам в среднем за 30 минут.

Является участником госпрограммы субсидирования автокредитов.

Имеет 9 совместных программ с автопроизводителями. Ключевое преимущество банка — предоставление своим клиентам высококачественных дополнительных сервисов международного уровня.

В общую сумму кредита клиент может включить стоимость КАСКО по льготной ставке и страхование жизни на весь срок действия кредита, а также дополнительное оборудование на сумму до 30% от стоимости авто и стоимость услуг «Программы помощи на дорогах».

Сбербанк России реализует специальные программы автокредитования совместно с автопроизводителями и дилерскими центрами: — ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» (Volkswagen, Skoda, Audi) Особенностью совместных программ является предоставление скидок, сокращающих реальные затраты клиентов на уплату процентов по кредиту Сбербанка России.

Таким образом, все клиенты, использующие программу «Автокредит» Сбербанка России, могут приобрести легковые автомобили, реализуемые в рамках совместных программ, по специальной цене. Также Сбербанк России предоставляет кредиты физическим лицам по государственной программе субсидирования автокредитов.

В ее рамках можно приобрести новые легковые автомобили отечественных и зарубежных брендов, произведенные на территории Российской Федерации, стоимостью не более 600 тысяч рублей. Минимальный первоначальный взнос составляет 15% в рублях от стоимости автомобиля, процентная ставка рассчитывается как разница между действующей ставкой банка (на сегодняшний день составляет 15% годовых) и двух третей ставки рефинансирования Банка России, установленной на момент заключения кредитного договора.

Кредитные средства предоставляются в рублях.

Кредиты выдаются на срок не более 3 лет. Условия автокредитования можно уточнить в любом офисе банка по телефонам информационно-справочной службы банка: (812) 329-29-29, 8-800-333-00-88 (звонок бесплатный). ОАО СК «РОСНО» создано в 1991 г. Контрольным пакетом акций РОСНО владеет Allianz New Europe Holding GMBH (99,4%), подразделение ведущего международного страховщика Allianz SE в Центральной и Восточной Европе.

В распоряжении клиентов компании более 130 видов страховых продуктов.

РОСНО имеет дочерние компании в России (ОАО ПК «РОСНО-Центр», ОАО «РОСНО-МС», ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами», СЗАО «Медэкспресс») и на Украине (ОДО «Allianz Украина»).

Уставный капитал РОСНО — 5 124 802 320 руб. Региональная сеть насчитывает 88 филиалов, объединенных в 8 территориальных дирекций, и 383 агентства во всех регионах России. Страховые полисы и договоры с группой компаний ГК РОСНО имеют более 17 млн человек и свыше 50 тыс. предприятий и организаций.