Вопреки прогнозам продажи автомобилей стабилизировались и слегка подросли. Если прибавку можно считать сезонным явлением, то переменчивые настроения властей такими назвать сложно. Новые пошлины подкосили рынок, а весть о дифференциации ставок может и вовсе поставить крест на авторитейле Казахстана.
В начале года в выигрыше оказались те дилеры, которые сформировали достаточные складские запасы новых автомобилей. Наиболее ярко избытки стоков продемонстрировали Suzuki и Mitsubishi, распродав значительную часть автомобилей по старым ценам.
Mitsubishi в какой-то момент почивала на лаврах, а продажи «локомотива» Suzuki – внедорожника Grand Vitara взлетели на 315% по сравнению с аналогичным периодом тяжелого для всех дилеров прошлого года. Достаточное количество машин в стоке и взвешенная ценовая политика сделали свое дело.
В то же время отсутствие в наличии автомобилей у дилеров Nissan оставило центры на пару месяцев без продаж. Стоить отметить и положительные тенденции на рынке: так новичок официального казахстанского авторитейла Lexus в первый же месяц продал 47 автомобилей.
А в планах компании на 2010 год — 200 автомобилей, которые, без сомнения, найдут своих покупателей в текущем году. Перезапуск бренда Kia и SKD сборка в Казахстане приносят свои плоды — только в мае было продано 40 корейских автомобилей.
Открыты новые дилерские центры Mitsubishi в Уральске, Усть-Каменогорске и в Алматы, запуск Nissan «КОЛАВТО Актобе» и Subaru Motor Astana и Hyundai Auto Astana в столице.
Только в мае, по данным консалтинговой компании «Qncepto», официальными дилерами было продано 1 279 легковых автомобилей — на 9,41% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем сбыта в мае вырос по сравнению с апрелем на 30,11%. 28 мая 2010 года громом среди ясного неба стала весть о «льготном» режиме и о дифференциации таможенных ставок между физическими и юридическими лицами.
Послабления для физических лиц предположительно должны вступить в силу с 1 июля текущего года и будут действовать до момента подписания специального соглашения в рамках единого экономического пространства, которое предположительно подпишут летом 2011 года.
Это решение правительства вызвало много вопросов, опасение за репутацию государства и исполнение планов таможенных сборов в республиканский бюджет. Конгресс предпринимателей Казахстана попросил у правительства страны не снижать импортные пошлины на новые автомобили в рамках Таможенного союза.
Предприниматели предложили скорректировать «льготный» режим, оставив пошлины для физических лиц на новые автомобили до трех лет прежними, а «выгодные» ставки на автомобили с 3 до 10 лет — новыми. Как пишут российские «Ведомости», переговоры по вопросу пошлин на ввоз автомобилей между Казахстаном и Россией продолжаются, ссылаясь на анонимного чиновника в правительстве РФ. Евгения БЕСПАЛОВА, PR-менеджер «Ниссан Каз», рассказала Tauport. kz как оценивают в компании рыночную ситуацию: — С одной стороны наблюдается высокий интерес к автомобилям Nissan, с другой стороны происходит процесс внедрения норм нового Таможенного кодекса, что вызвало некую стагнацию рынка.
Тем не менее, не смотря на то, что начало года не отличалось хорошей покупательской активностью, в связи с неопределенной ценовой ситуацией на автомобильном рынке, а также с отсутствием достаточных запасов на складах, во второй половине года можно ожидать рост продаж, который можно будет объяснить как сезонностью, так и стабилизацией цен. Продолжается работа по поиску и ведению переговоров с потенциальными партнерами компании для создания новых дилерских центров и расширения географии присутствия марки на территории Казахстана.
— Официальных дилеров беспокоят введенные льготные ставки для физических лиц. Не исключено, что это приведет не только к снижению продаж, но и к сокращению числа не только дилерских центров, но и официально представленных на рынке РК автомобильных брэндов, а также отказа захода в РК ныне не имеющих своих сетей автопроизводителей.
Несколько оптимистичней прокомментировала Tauport. kz рыночную ситуацию директор по маркетингу КМК «Астана Моторс» Анар МАКАШЕВА: — Ожидание роста цен спровоцировало короткий всплеск продаж новых автомобилей в декабре, и продажи в декабре стали рекордными в 2009 году, а продажи рынка новых автомобилей официальными дилерами составили 1 531 единицу.
Практически все эксперты прогнозировали сокращение спроса в первой половине 2010 года. Соответственно, все дистрибьюторы, отвечающие за импорт автомобилей, сократили поставки.
Однако, уже в марте продажи автомобилей показали рост, который продолжается.
Таким образом, потребитель оказался готов к изменениям на рынке и довольно быстро адаптировался к новым ценам.
Дилеры даже не смогли покрыть весь спрос, на рынке образовался дефицит автомобилей в связи с сокращением заказов.
Таким образом, можно говорить об отложенном спросе, который будет реализован в будущем. Оживление рынка также будет зависеть от активизации потребительского кредитования банками.
Tauport. kz: Как бы вы оценили наиболее значимые положительные и отрицательные тенденции на рынке продаж автомобилей? А. М.: Главным положительным трендом можно назвать стабильно растущий спрос на автомобили, несмотря на рост пошлин и связанное с этим увеличение цены. Отрицательный момент – быстроменяющиеся решения властей по изменению законодательства, которые затрагивают авторынок и оказывают негативное влияние на настроение потребителей, зачастую вынужденных откладывать покупку автомобиля.
Tauport. kz: Аналитики считают, что потребитель стал менее взыскательным, в связи с экономическими проблемами, стал меньше внимания обращать на качественные характеристики автомобиля, больше — на цену. А о чем свидетельствует ваш опыт? И каким образом на самом деле развиваются предпочтения? А. М.: Действительно, основным драйвером продаж автомобилей в 2008—2009 годах были дисконтные кампании автодилеров, которые избавлялись от стоков. Это привело к серьезным изменениям в потребительских предпочтениях: в лихорадочной гонке за скидками потребитель выбирал автомобиль, доступный по цене, нежели обращал внимание на технические характеристики.
Однако со второго квартала этого года мы видим смену настроения потребителей, которые все чаще делают выбор в пользу качества, а не низкой цены. В целом двадцатка лидеров продаж официальных дилеров по итогам пяти месяцев, согласно данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (которая не учитывает продажи российских и китайских автомобилей), выглядит следующим образом: Daewoo Nexia – 712 автомобилей, Daewoo Matiz – 237, Toyota Corolla – 218, Suzuki Grand Vitara – 170, Mitsubishi Galant – 165, Mitsubishi L200 – 159, Toyota Land Cruiser 200 – 158, Toyota Prado – 136, Mitsubishi Pajero Sport – 133, Toyota Camry – 120, VW Touareg – 115, Mitsubishi Pajero – 107, Mitsubishi Outlander – 102, Chevrolet Niva GLS/L – 95, Chevrolet Lacetti – 78, Mitsubishi Lancer – 72, Toyota Avensis – 60, Skoda Octavia – 49, Hyundai Elantra – 48, KIA Cerato – 40. Для полноты картины необходима единственная поправка.
Как отмечает консалтинговая компания «Qncepto», самым продаваемым автомобилем в Казахстане является марка Lada.
Только в мае сбыт автомобилей тольяттинской и усть-каменогорской сборки составил 365 единиц.
В том числе: Lada 2107 – 118, Lada 4×4 (включая удлиненную версию) – 112, Lada Priora – 67, Lada Samara – 47, Lada Kalina – 21. Читайте также: