Независимым автодилерам осталось несколько узких ниш Автоновости

В начале 2010 года наметился рост официальных продаж автомобилей премиум-сегмента — в январе было реализовано на 4% машин больше, нежели в предыдущий зимний месяц. Благоприятная тенденция продолжалась и в начале весны.

Это дало зеленый свет «серым» дилерам, и они начали активно завозить автомобили 2010 модельного года марок BMW, Mercedes-Benz, Audi, Range Rover, Porsche. Однако уже в мае ситуация в корне изменилась и возникла угроза того, что склады неофициалов окажутся затоваренными.

Чтобы выжить, «серым» дилерам приходится осваивать новые направления продаж.

По информации ВААИД, доля «серого» рынка сейчас не превышает 4–5%, тогда как до кризиса неофициальные дилеры занимали 15–20% (по некоторым брендам даже до 40%). Объединенные усилия Госстандарта и ГАИ (в частности, отказ в регистрации авто с красными поворотниками) поспособствовали закрытию примерно 35% «серых» автосалонов. Однако, как утверждают во Всеукраинской ассоциации торговцев транспортными средствами (объединяет «серых» дилеров), прежние попытки сократить неофициальный рынок были только «цветочками».

Ожидается, что право реализовывать автомобили будут иметь только дилеры, уполномоченные производителем или дистрибьютором. Помимо этого еще в прошлом году были введены Правила осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составными частями, которые четко регламентируют определения «дистрибьютор» и «уполномоченный дилер».

Согласно Правилам, вести торговлю автомобилями могут лишь предприятия, сертифицированные заводом-производителем.

Для независимых дилеров новые правила торговли равносильны запрету на нее. «В ближайшее время в определенных приказах будут закреплены определения „дистрибьютор“ и „уполномоченный дилер“.

Соответствующий законопроект уже разрабатывается», — дополняет генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. «Серым» дилерам придется отказаться от поставок автомобилей марок Mitsubishi, Nissan, Subaru — официальные импортеры представили эти бренды в Украине.

Кроме того, ключевым условием торговли автотранспортом станет официальная аккредитация (регистрация) субъекта в соответствующем департаменте ГАИ, что также будет дополнительным методом контроля над «чистотой» рынка.

Как отметил Олег Назаренко, официальные дилеры будут отслеживать появление нежелательных игроков и сигнализировать в департамент ГАИ или Ассоциацию автоимпортеров и дилеров. Данная мера сделает невозможным существование «серых» игроков, которые будут вынуждены либо свернуть деятельность, либо переходить в подчинение к официальным дилерам, что не так-то просто и доступно.

Последней каплей стало падение курса евро, оживившее продажи в официальных автосалонах.

В то время, как неофициальные дилеры закупают машины в Америке, Канаде или же в странах Ближнего Востока за «зеленую» валюту. «Если соотношение евро/доллар на уровне 1,5 было приемлемо для нас, то нынешнее соотношение 1,2 привело к тому, что авто у неофициальных дилеров стоит на 10–15% дороже, чем в официальных салонах.

Так, к примеру, авто, которое обходится покупателю примерно в 70 тыс. грн, у „официалов“ можно купить за 63 тыс. грн», — приводит пример Вадим Мухин, соучредитель одесского автосалона «Карат» (марки Nissan, Toyota, Acura). К тому же в закупке «серые» автомобили стали дороже.

«Ранее неофициальные дилеры всячески занижали таможенную стоимость машин.

Сейчас же и таможня включилась в борьбу за „чистоту“ рынка», — дополняет г-н Назаренко.

Добавили дегтя «серым» дилерам и производители, расширив модельные ряды поставляемых в Украину авто за счет машин, занимавших топ-позиции у неофициальных импортеров. Первый удар — в начале года у официальных дилеров появилась излюбленная модель «серых» операторов — Toyota Prado.

Авто в европейском исполнении стоит $46,5 тыс., в то время как неофициальные Prado (из США) стоят не менее $47,5–48,5 тыс. Официальные дистрибьюторы вывели на украинский рынок также новинку Lexus GX460 в двух комплектациях по ценам от $83 тыс. Для сравнения, эта же модель, но «американка», предлагается минимум за $85. Еще один свежий пример — старт продаж нового поколения Porshe Cayenne.

Теперь стоимость автомобилей Cayenne в Украине соответствует ценам на эти машины в соседних странах и даже в США — от $60 тыс. за базовую версию.

Дизельная комплектация обойдется в $72,2. А модель Cayenne S с 4,8-литровым 400-сильным двигателем будет стоить от $90 тыс. Примечательно, что никто из опрошенных неофициалов не планирует жертвовать своей торговой наценкой, которая, по неофициальным данным, составляет до 10%, предпочитая искать новые направления заработка.

Ведь, несмотря на мрачные прогнозы, неофициальный рынок не канет в Лету. «Масштабного „серого“ рынка в Украине уже нет, но полностью он не исчезнет.

Всегда найдутся покупатели, которые во что бы то ни стало хотят приобрести новую модель BMW из Германии, не дожидаясь ее официальных продаж в Украине, а также перегонщики, которые с удовольствием привезут ее еще до старта официальных продаж», — поясняет Олег Назаренко.

Таким образом, для деятельности «серых» импортеров остаются узкие ниши рынка, до которых пока не добрались официальные дилеры, и небольшой перечень брендов и моделей. Например, такие марки, как Acura MDX и Acura ZDX. «Находкой» 2010 года для «серых» может стать и Toyota Venza с бензиновыми двигателями 2,7 и 3,5 л. Цены на новинку стартуют от $42 тыс. «Также альтернативные операторы сейчас активно ищут в Европе стоковые машины, особенно дизельные версии, которые официальные продавцы пока не слишком жалуют, — рассказывает г-н Мухин.

— Европейские дилеры стали сговорчивее, особенно в странах, где сейчас наметился спад авторынка, — в Германии, Италии, Франции. Мы будем пробовать работать с гибридами, к примеру Toyota Prius, и экспериментировать с единичными экзотическими авто (под заказ) — Cadillac, Lamborghini».

Неофициальные операторы рассчитывают также переключиться на торговлю б/у автомобилями, когда будет принят закон о трейд-ин. Вместе с тем неофициальным торговцам придется снизить активность в ранее хитовых направлениях, таких как Toyota Prado, Lexus GX, Lexus LX, Infiniti FX, Honda Pilot, Honda CR-V, а также отказаться от ввоза авто брендов Mitsubishi, Nissan, Subaru —производители уже наладили их официальные поставки в Украину.

«Мы больше не будем импортировать внедорожники Toyota, — отмечает Светлана Ничепоренко, главный менеджер по продажам автосалона „АвтоХит“ (новые и подержанные иномарки).

— Конкурировать с официальным автомобилем при нынешнем курсе евро непросто, тем более что официальные сети кредитуют покупки».