Страсти по этанолу

Фото: ios-group.com.ua
Страсти по этанолу

   

С начала нынешнего года в Украине вступает в силу законодательно закрепленная норма об обязательном содержании биокомпонентов в автомобильных бензинах. С первого января 2014-го в топливе, которым украинцы привыкли заправлять свои авто, должно содержаться не менее 5% биоэтанола.Что принесет нам такое нововведение? Многие аналитики считают, что добавление биоэтанола повлечет за собой существенное подорожание бензина – до 5 гривен на каждом литре топлива, в то время как самые пессимистические прогнозы и вовсе предрекают нам полную остановку спиртовой и нефтеперерабатывающей отраслей нашей страны.Многочисленные публикации в отечественных СМИ, периодические пресс-конференции, посвященные предстоящему событию, заявления разномастных чиновников и экспертов только добавляют адреналина украинским автолюбителям. И, пожалуй, не только им.Вместе с тем, далеко не все и не совсем понимают, что же, собственно, должно произойти и чем все это обернется. Впрочем, для уяснения ситуации, для начала, пожалуй, следует разобраться, что же представляет собой этот самый пресловутый биоэтанол.Этил – яд?Этанол (он же этиловый спирт, метилкарбинол, иле же винный спирт) является действующим компонентом алкогольных напитков и в сознании человека, далекого от глубин химии, ассоциируется с простым и всем понятным словом «спирт». Однако биологический аналог этанола – биоэтанол – является спиртовым топливом и в отличие от простого спирта, из которого производятся алкогольные напитки, не содержит воды и производится укороченной дистилляцией. Именно поэтому он содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для питья.Биоэтанол производится в процессе переработки растительного сырья (отсюда и приставка «био»). Большую часть биоэтанола в мире производят из кукурузы и сахарного тростника, однако в этих целях могут также использоваться и другие сельскохозяйственные культуры с большим содержанием сахара или крахмала: маниок, картофель, сахарная свекла, ячмень и пр.В последние годы производство и потребление биоэтанола в мире неуклонно растет. Основная его часть производится в Северной и Южной Америке. Безусловными лидерами в этом плане являются Бразилия и США, на долю которых приходится около 80% мирового производства.По оценкам Управления по охране окружающей среды США, бензин является крупнейшим источником искусственных канцерогенных веществ. Благодаря же добавлению биоэтанола бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30%.Как это делается в ЕвропеЧто касается ситуации с биоэтанолом в странах Евросоюза, то магистральный путь к его использованию был определен в 2003 году принятием соответствующей директивы о биотопливе 2003/30/EC. Она, в частности, устанавливала индикативные показатели замещения жидкого топлива биотопливом – 2% к 2005 году и 5,75% к 2010 году. При этом цели были не обязательными, хотя страны-члены союза должны были отчитываться о своем прогрессе в этом вопросе.Вместе с тем выполнить нормы, запланированные на 2005 год, смогли только три страны – Германия, Австрия и Швеция. Очевидно ввиду посредственности результатов внедрения биоэтанола, в апреле 2009 года появился на свет другой документ – директива 2009/28/EC, которая закрепляла обязательность использования уже 10 % биотоплива до 2020 года.Директива также определила, что во всех регионах Евросоюза должно быть гарантировано наличие инфраструктуры, которая бы обеспечивала заправки и поставки бензина без содержания биоэтанола для неадаптированных транспортных средств.В настоящий момент в Европе только 6 стран производят биотопливо – Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания и Швеция. При этом в каждой стране разработана и осуществляется своя национальная политика стимулирования производства биотоплива, например полное или частичное освобождение производителей биоэтанола от уплаты налогов.Биоэтаноловая зависимостьБезусловно главный из аргументов противников введения нормы биоэтанола – рост цены бензина. Особенно с учетом того, что собственных мощностей у нас для производства биоэтанола недостаточно, поэтому его придется импортировать.В частности, по словам директора по взаимодействию с органами государственной власти компании «Wog» Андрея Пасишныка, при добавлении 5% импортированного биоэтанола, бензин сразу увеличивается в цене на 2,5 грн. Соответственно, он будет не конкурентоспособным для продажи.Далее при добавлении биоэтанола в бензин у нас резко меняются физико-химические характеристики базового компонента. В результате — при изменении этих характеристик получается новый продукт, новое производство. Здесь мы сталкиваемся с дополнительным налогообложением в виде акцизного налога и еще получаем приблизительно 2 грн прибавочной стоимости.Кроме того, как заметил эксперт, в следующем году производители биоэтанола в Украине смогут обеспечить лишь 40% рынка, а для 60% рынка придется биоэтанол импортировать. По его словам, еще одна проблема, с которой столкнутся производители бензина, если эта законодательная норма будет введена в действие — срок хранения бензина с биоэтанолом. Смесовые бензины можно хранить до трех месяцев, так что, если случится какой-то форс-мажор,  этот бензин уже нельзя будет реализовать.«Ни в одной из стран Европы не требуют добавлять биоэтанол во все без исключения марки бензина», — считает и президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.По его словам, украинские производители биоэтанола не способны обеспечить выполнение нормы закона. Они физически не могут производить необходимые для этого уже в 2014 г. 250 тыс. т биокомпонента. Разницу придется закупать за рубежом.«Так что вдобавок к зависимости от импорта нефтепродуктов, Украина может попасть в еще одну зависимость – спиртовую», – полагает глава ассоциации.Словом, немало экспертов сомневаются, что Украине удастся перейти на новые стандарты уже начиная с 1 января 2014 года. В государстве недостаточно производственных мощностей для выработки биоэтанола. Биопроект предусматривает использование порядка 300 тысяч тонн сырья, тогда как отечественная промышленность вырабатывает только 70 тысяч тонн продукта в год. К тому же и этот биоэтанол полностью выкупается производителями альтернативного топлива.Кроме того, отрасль нуждается в тотальной модернизации. Отечественные спиртзаводы устарели и не способны выпускать продукт нового поколения в достаточном количестве. За 2 года удалось реконструировать 8 заводов, их максимальная производительность может составить порядка 110 тыс тонн в год.Даешь биоэтанол!В отличие от скептиков в вопросе сплошной биоэтанолизации бензина, который используется в стране, у сторонников такой меры свои контраргументы. Главный из них – своих мощностей у нас вполне достаточно, поэтому пугать автолюбителей возможным подорожанием бензина из-за импорта биоэтанола не стоит. Более того, если дела наладятся мы его сами готовы экспортировать.В частности, недавно заместитель директора государственного предприятия «Укрспирт» Виктор Панков заявил, что ГП готово производить достаточное количество биоэтанола, который с 1 января 2014 года должен содержаться в бензине в объеме 5%. Более того, по его словам «Укрпирт» в состоянии удовлетворить потребности не только для 5% содержания биоэтанола в бензине, но и 10%. При этом ничего менять, и ничего строить не нужно. На сегодняшний день «Укрспирт» производ

Источник: mobus.com