В мировых компаниях

О Saab говорят, что у него больше жизней, чем у кошки. Этот 73-летний шведский автоконцерн оставался убыточным на протяжении 19 из 20 лет, пока находился в составе GM, и столько раз оказывался на грани краха, что многие потенциальные покупатели даже не знали, что он до сих пор существует. Очередная новая жизнь для компании началась в феврале текущего года, когда за $400 млн. его выкупил голландский производитель суперкаров Spyker Cars, посчитавший, что известность шведского бренда и высокий образовательный уровень его почитателей (по данным J. D. Power, 42% владельцев Saab имеют ученую степень — больше, чем любая другая люксовая марка авто) являются весомыми аргументами для его сохранения.

Теперь совладельцу Spyker и председателю правления Saab Виктору Мюллеру предстоит вывести свой новый актив, потерявший в прошлом году $570 млн., в плюс и сделать это в довольно сжатые сроки. Да, благодаря кредитам предпринимателю удалось собрать для Saab $1 млрд.

наличности, однако этих денег хватит только до 2012 г. К этому времени компания должна сама начать зарабатывать для поддержания R&D и маркетинга.

За эти два года Мюллер рассчитывает утроить глобальные продажи Saab с 40 до 120 тыс. автомобилей.

Для этого нужно будет вернуть лишь 3% бывших владельцев авто этой марки, число которых — 4,5 млн. Достигнув такой цели, производитель, по словам Мюллера, сможет «получать пару сотен миллионов долларов прибыли в год». Впрочем, на деле все обстоит куда сложнее.

За годы пребывания в составе GM шведский бренд утратил былой блеск. Материнский концерн никогда не выделял ему достаточно ресурсов для роста, а попытки расширить модельный ряд сводились к бэдж-инжинирингу — попросту переклеиванию фирменных эмблем.

В итоге сегодня пользуются спросом лишь две модели Saab (9-3 и 9-5), тогда как 9-2X и 9-7X раскритиковали за схожесть с Subaru WRX и Chevrolet Trailblazer соответственно.

Мюллеру будет непросто изменить положение вещей.

Saab слишком мал, чтобы при производстве получать экономию на масштабе, сильно зависит от поставок запчастей сторонних производителей, чтобы запускать прорывные продукты, и у него чересчур мало поклонников, чтобы иметь свободу ценообразования. Да и Spyker, который в 2009-м продал всего 36 спорткаров, вряд ли сумеет оказать существенную финансовую поддержку.

В такой ситуации основную ставку Мюллер делает на «возвращение к истокам» — выпуск моделей столь же оригинальных, практичных и безопасных, коими они считались несколько десятилетий назад. Тогда, возможно, шведскому бренду, как и Audi в 1990-х, таки удастся подняться из пепла.

Майкл Делл не исключает возможности превратить свою компанию в частную.

За три с половиной года, истекших с момента его возвращения к операционному управлению Dell, проведено десяток поглощений, сокращено 10 тыс. сотрудников, призваны топ-менеджеры из Motorola и Nike, которые должны сделать продуктовый ряд более ярким. В прошлом году компания за $3,6 млрд.

приобрела Perot Systems с расчетом на то, что это позволит ей закрепиться на рынке компьютерных сервисов.

Однако ни один из этих стратегических ходов толком не сработал. С 30 января 2007 г. котировки компании потеряли 42%. За тот же период акции HP подорожали на 11%, IBM — почти на треть.

К тому же грянул кризис, который подорвал спрос на ПК и по итогам прошлого финансового года снизил продажи Dell на 13,4% (до $52,9 млрд.

). На июньской встрече с инвесторами и аналитиками один их экспертов спросил Делла, не думает ли он сделать компанию непубличной. «Да», — коротко ответил тот, но от дальнейших комментариев отказался.

Собирать компьютеры 46-летний Майкл Делл начал в 1983 г. в своей комнате общежития в Техасском университете и со временем превратил бизнес в образец производственной эффективности.

Компания первой в отрасли применила модель прямых продаж, программу по постпродажному обслуживанию «на местах» и совершила революцию в общественном сознании, в 1996-м начав продавать собранные на заказ ПК через Интернет.

Однако времена менялись.

Фокус отрасли сместился в сторону мобильных вычислений, софта и технических услуг. HP и IBM занялись программным обеспечением и консалтингом — бизнесами, обеспечивающими куда большую маржу, чем сборка оборудования.

Для Dell даже после поглощения Perot Systems услуги приносят 13% выручки, тогда как ПК — 24%. Часть $6-миллиардного серверного бизнеса у него понемногу отвоевывает Cisco Systems, да и покорить сегмент планшетников со своей моделью Streak ему не удалось.

«Наша трансформация еще не закончена», — признался СЕО в июне.

Некоторые считают, что компании нужны более громкие поглощения.

В инвестбанке Kaufman Bros полагают, что неплохим объектом для покупки может стать Juniper Network, продающий маршрутизаторы для телефонных компаний и кабельных операторов. Рынок такого сетевого оборудования оценивается в $7,1 млрд.

, однако для этого нужны свободные деньги, которых после кризиса не так много.

В такой ситуации делистинг и избежание давления со стороны инвесторов могли бы дать Dell время и гибкость, необходимые для развития сервисного бизнеса. «Будучи частной компанией, вы можете двигаться смелее», — отмечают в инвестбанке TM Capital.

Tesla Motors, выпускающая спортивные родстеры на электрической тяге, провела первое IPO американской автомобильной компании после 1956 г., когда на биржу вышел Ford Motor. СЕО производителя Элон Маск, ранее инвестировавший в него около $70 млн. собственных средств, очень рисковал.

Прежде всего, он решил провести размещение в то время, когда минимум 35 компаний по всему миру, начиная с мая, отложили аналогичные планы из-за того, что европейский долговой кризис опустил индекс S&P 500 на 14%. За семь лет своего существования Tesla оставалась хронически убыточной. Общие потери за весь этот период составили $230,5 млн. и продолжают расти.

Тем не менее инвесторы настолько поверили в будущее «зеленого» автопрома, что закрыли на это глаза.

В ходе IPO компания продала 12% акций по цене $17 за штуку (хотя изначально ценовой коридор был установлен в $14-16) и таким образом выручила $226 млн. В числе покупателей оказались Toyota Motor, Daimler, правительство эмирата Абу-Даби, а также компания Mountain View, принадлежащая основателям Google Ларри Пейджу и Сергею Брину. Родстеры от Tesla — пока единственные электромобили, доступные в США. В прошлом году компания реализовала около 1 тыс. машин на общую сумму $112 млн. Проект Tesla привлек внимание самого Барака Обамы, после чего министерство энергетики выделило компании $465 млн. Эти деньги, а также средства от IPO Tesla направит на разработку седана Model S, который должен позволить компании выйти на безубыточность.

Ориентировочная стоимость одного электромобиля составит $57,4 тыс., предполагаемый объем производства — 20 тыс. машин в год. Сборная Китая не попала на Чемпионат мира по футболу, но китайские компании не упустили шанс заработать на турнире.

По данным Азиатской ассоциации производителей, крупнейший китайский поставщик кондиционеров Gree Electric Appliances ожидает, что Чемпионат мира принесет ему не менее $30 млн. Dafeng Corporation поставила на южноафриканские стадионы 40 тыс. сидений.

Moshanghua Computerized Knitting отправила 600 тыс. шарфов для болельщиков и уже заработала на этом боле $1 млн. Фабрика компании Jiujiang Simaimo со штатом 7 тыс. человек изготовила 12 млн. футбольных мячей, а Guilin Latex Factory по заказу департамента здравоохранения ЮАР выпустила 60 млрд. презервативов.

Вувузелы — стадионные рожки — принесли производителям из провинций Чжэцзян и Гуандун порядка $20 млн. «Мы наблюдаем абсолютно верный расчет, когда страна не только зарабатывает деньги, но и в очередной раз доказывает свое влияние на международной арене, — полагает Евгений Колесов, генеральный директор консалтинговой фирмы Optim Consult, базирующейся в Гуанчжоу.

— По подсчетам, продажи китайских товаров в ЮАР составят не менее $600 млн. В одном только городе Иу (провинция Чжэцзян) более 60 тыс. предприятий получат от этого прямую выгоду». ЮАР потратила на Чемпионат мира по футболу порядка $3,5 млрд.

, что побило все предыдущие рекорды.

Однако, как отмечают аналитики, вполне возможно, что организатор турнира окажется в этом году в убытке.

Acer решился на то, чего не делал уже пять лет — на повышение цен на свои ПК. Причин тому было несколько.

Первая и самая главная — стремительное восстановление покупательского спроса на компьютеры и периферийное оборудование.

Однако во время кризиса поставщики компонентов активно снижали объемы производства и сокращали складские запасы, что теперь обернулось дефицитом и удорожанием ключевых компонентов. Так, по оценкам Credit Suisse, в І квартале текущего года доходы компаний от реализации микропроцессоров составили 92% от докризисных показателей, тогда как продажи ПК оказались на 7% выше.

Тайваньцы рассчитывают, что в III квартале по сравнению со II-м глобальные продажи их продукции вырастут на 15% вместо 10%, как ожидалось ранее. Еще одна причина — забастовки рабочих в Китае, где собирается большинство компьютеров, привели к росту расходов на заработную плату, которые производители теперь вынуждены перекладывать на плечи покупателей.

И наконец в условиях падения курса евро поставщики ПК вынуждены хеджировать валютные риски.

«За последние два месяца мы увеличивали цены, однако это не сказалось на спросе, который остается крайне высоким», — подчеркивает председатель правления Acer Джей Ти Вонг. В целом тайваньская компания пережила кризис лучше многих других игроков — по объемам реализации ПК она обошла Dell и оказалась на втором месте в мире после HP, а также стала номером один в мире по продажам ноутбуков.

Вонг объясняет это просто: «Мы реагировали на происходящее быстрее конкурентов, и когда отрасль начала возрождаться — были к этому готовы».