Volkswagen меняет курс — Елена Ходякова — Блоггеры

Чтобы скрепить свой союз, Volkswagen и Porsche обменялись топ-менеджерами. С 1 октября 2010 года 49-летний Михаэль Махт, год назад назначенный председателем правления Porsche AG, станет членом правления всего концерна VW, ответственным за производство. Porsche вместо него, вероятно, возглавит бывший топ-менеджер Volkswagen Матиас Мюллер.

Эти изменения вызовут волну перестановок и на других позициях. Скорее всего, серьезные перемены ждут и российское предприятие VW под Калугой.

Появление Махта в руководстве глобального концерна ставит точку в противостоянии двух семейных кланов, возглавляемых внуками основателя Porsche Фердинанда Порше.

Глава одного из них Вольфганг Порше – совладелец Porsche, а глава другого Фердинанд Пих – председатель правления VW. Благодаря слиянию двух компаний и обмену топ-менеджерами две ветви фамильного бизнеса окончательно воссоединятся.

Напомню, что Porsche еще с 2005 года вынашивал амбициозные планы по поглощению VW и даже завладел 51% акций автоконцерна, но не рассчитал своих сил. Более того, в процессе Porsche накопил долгов на 9 млрд евро, после чего ему пришлось срочно искать сторонних инвесторов. А затем компания была вынуждена согласиться на ультиматум Volkswagen о слиянии, на деле превративший Porsche в еще один бренд в портфеле VW, наряду с Audi и Skoda.

Но дело совсем не только в Махте. В целом, проблема расстановки сил в альянсе была разрешена еще год назад, когда со своих мест в Porsche полетели такие столпы, как Венделин Видекинг и Хольгер Хертер.

Бывший гендиректор Porsche Венделин Видекинг, с 1993 года занимавший этот пост, прямо заявлял о том, что выступает против объединения.

С приходом Махта противоречия быстро улетучились. Махт – производственник, и назначение его на должность в глобальном концерне было во многом закономерным.

В 1990 году Махт попал в Porsche AG в качестве специалиста по проектированию двигателей, а через восемь лет стал членом правления компании – там он отвечал за производство и логистику. Именно он запустил завод Porsche в Лейпциге.

Впрочем, никакого глобального опыта у Махта не было, как и практики на развивающихся рынках. И, например, в России позиции Porsche с появлением Махта во главе компании изменились мало.

Продажи Porsche, правда, просели на 2%, но это можно списать на кризис. В Volkswagen происходят и другие перемены: в связи с новой стратегией развития на период до 2018 года в концерне возникли новые бизнес-единицы и должности.

Новое подразделение «Грузовые автомобили» возглавит Йохем Хайцманн, бывший член правления, отвечавший за производство. Чуть раньше его соратник, вице-президент по продажам концерна VW Детлеф Виттиг, который координировал российские продажи Volkswagen, также сменил должность.

Теперь он возглавляет Suzuki, c которым VW обменялся акциями в конце прошлого года.

Поэтому теперь решения по российскому предприятию в штаб-квартире VW будут принимать новые люди. И, скорее всего, перемены в стратегии окажутся не в пользу России.

До недавнего времени VW решал дилемму: как работать после сентября 2010 г., когда закончится действующий контракт по промсборке. В 2010 году концерн организовал в рамках полного цикла сборку только четырех автомобилей, хотя обещал пять.

Как это часто бывает в переговорах с властями, иностранцы торгуются о более выгодных для себя условиях. В начале года VW сильно сдал позиции на главном для себя пока рынке – в Европе: там Ford всерьез потеснил Volkswagen.

Значит, нужно отвоевывать утерянные позиции, а на российский рынок сил и ресурсов компания будет тратить все меньше. Ведь наш рынок не настолько привлекателен, как китайский или индийский.

Задумка строить завод в России, вообще говоря, принадлежала Skoda.

И возможно, ей и отдадут на «откуп» этот завод.

Рынок для дорогих моделей в России, конечно, есть, но выпускать их у нас смысла нет. Прежде присутствие концерна в РФ укреплялось, но сейчас глобальное руководство VW резко меняет курс.

Так что уже в ближайшее время следует ждать заметного охлаждения интереса VW к российскому рынку.