ИЛЬДАР ЗИННУРОВ ВЕРНУЛ ЧЕЛНИНСКОМУ САПСАНУ ДИЛЕРСТВО MAZDA. НО ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ КОНКУРЕНТ ДЫШИТ ЕМУ В ЗАТЫЛОК Владелец автомобильной группы «Сапсан» Ильдар Зиннуров недавно вернул челнинскому дивизиону своей компании статус дилера Mazda. Теперь в автограде два уполномоченных партнера ООО «Мазда Мотор Рус» — автоцентры «Сапсан Гранд» и «Арман». Компании вступают в неизбежную конкурентную войну, которая в условиях кризиса и падения продаж на авторынке становится гонкой на выживание. Детали этой начавшейся гонки выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online». В декабре прошлого года ООО «Мазда Мотор Рус» расторгло дилерское соглашение с ООО «Лачын мастер» (автоцентром «Сапсан Гранд»), работавшим под брэндом Mazda с июля 2007 года. В это же время в автограде появился новый дилер Mazda – ООО «Арман». В челнинском дивизионе компании «Сапсан» признаются, что им не до конца понятна причина, почему дилерство передали другому игроку.
Здесь предполагают, что причина не в кризисе (а его последствия, не секрет, серьезно ударили по группе «Сапсан»), а в происках конкурентов.
— Причина до сих пор не ясна, — говорит «БИЗНЕС Online» директор автоцентра «Сапсан Гранд» Юлия Фардеева. — Все показатели — продажи, качество обслуживания, соответствие дилерским стандартам — были на должном высоком уровне. В докризисное время уровень продаж автомобилей Mazda в автоцентре «Сапсан Гранд» превосходил среднерыночный в регионе в 1,5 раза, выполнялись планы перед производителем по продажам автомобилей, закупкам запчастей и автоаксессуаров.
Общий мировой кризис, естественно, отрицательно повлиял на продажи дилера (как, впрочем, и во всем мире произошло падение продаж автомобилей). Но, тем не менее, объективных причин для разрыва дилерского контракта с нами не было.
Скорее всего, в условиях жесткой конкурентной борьбы на авторынке нашего города информация в искаженном виде была преподнесена представительству ООО «Мазда Мотор Рус» о якобы возможных рисках при дальнейшей работе с Сапсаном. Что думают по этому поводу в ООО «Арман», «БИЗНЕС Online» узнать не удалось — в компании предпочитают не комментировать ситуацию в СМИ. Однако другие участники автомобильного рынка в Челнах не исключают того, что были все же объективные причины расторжения соглашения ООО «Мазда Мотор Рус» с Сапсаном: — Я думаю, что Сапсан не выдержал корпоративную политику Mazda, — говорит Василий Вахрамеев, Директор дилерского центра Nissan (автоцентр «АКОС-Набережные Челны»).
— Возможно, была несвоевременная оплата автомобилей, возможно поддержка гарантийного обслуживания велась не на должном уровне. В принципе, такие проблемы могут возникнуть у любого дилера.
Особенно сейчас, в условиях финансового кризиса.
КТО ТАКИЕ «АРМАН»? Компания «Арман» — не новичок на рынке автомобильного ритэйла в городе.
Ее фактические владельцы параллельно являются также владельцами ООО «РОСЬ-АВТО» — это «Toyota Центр Набережные Челны», уполномоченный партнер ООО «ТОЙОТА МОТОР». У них даже руководитель один на двоих – Николай Алексеев. По некоторым данным, он близок к другой влиятельной челнинской бизнес-фигуре — бывшему заместителю руководителя исполкома города по вопросам строительства Муниру Гайнуллову — ныне депутату Госсовета РТ. Отметим, что Гайнуллов в конце 90-х создал компанию «Ренавтоцентр», которая и по сей день является крупным игроком на рынке запчастей к КАМАЗам, а также занимал пост замгендиректора торгово-финансовой компании КАМАЗа.
«Toyota Центр Набережные Челны» был открыт в августе 2008 года.
ООО «РОСЬ-АВТО» получило хороший участок под строительство этого объекта – в центре города, за торгово-развлекательным комплексом «Торговый Квартал». «Toyota Центр» был построен в короткие сроки – буквально за год. После открытия автоцентра Алексеев заявил, что у него есть серьезные намерения на 2009 год. «Общий кризис слегка притормозил всех и потребовал более детальных проработок и оценок.
Но, полагаю, в ближайшее время мы начнем двигаться вновь.
Пока не стоит раскрывать все детали, будем надеяться, в 2009 году у нас снова образуется повод для позитивных больших новостей» — говорил тогда директор ООО «РОСЬ-АВТО». По данным «БИЗНЕС Online», «Арман» намеревается стать также дилером другой японской марки Honda.
Кроме того, «РОСЬ-АВТО» строит «Mercedes Центр», и, кстати, тоже на очень хорошем участке – центральном проспекте города.
ПОЧЕМУ САПСАНУ ВЕРНУЛИ ДИЛЕРСТВО? Вахрамеев считает, что ситуация, сложившаяся на данный момент в Набережных Челнах вокруг дилерства Mazda, благоприятная – в условиях конкуренции дилеры активизируются и начнут вести более агрессивную политику, что не может не понравиться ООО «Мазда Мотор Рус». Однако, в Сапсане считают, что все может сложиться иначе. — По прошествии времени останется только один официальный дилер Mazda, — утверждает директор автоцентра «Сапсан Гранд».
— Кто это будет, для меня очевидно, так как объективно преимущества на стороне Сапсана.
А конкурентные условия только подстегивают работать над собой в направлении повышения качества обслуживания клиентов. Думаю, что представители «Мазда Мотор Рус» проанализировали и оценили экономические и финансовые показатели в холдинге «Сапсан» на сегодняшний день и лично убедившись том, что риски минимальны, приняли решение о возобновлении деятельности.
Ильдар Зиганшевич (Зиннуров — глава автомобильного холдинга «Сапсан», — прим. ред.) Сделал все, чтобы справедливость восторжествовала.
И мы считаем, что «Мазда Мотор Рус» приняла верное решение возобновить деятельность с автомобильной группой «Сапсан» и дать возможность рынку, клиентам решать, кто выживет в этой конкурентной борьбе.
О ЧЕМ РЕЧЬ? Самое удивительное в этой истории то, что ООО «Мазда Мотор Рус» опровергает информацию о том, что соглашение с автоцентром «Сапсан Гранд» было расторгнуто.
— Новые дилерские центры открываются нами в рамках стратегии развития дилерской сети – в некоторых городах их два, в некоторых – десять, — сообщила «БИЗНЕС Online» Мария Магуайр, pr-директор ООО «Мазда Мотор Рус». — В Набережных Челнах работает два дилерских центра, сотрудничество с которыми нас устраивает, и ни о каких действиях, перечисленных вами, речи не идет.
Комментировать стоит официальные заявления или действия.
Более того, дилерство невозможно забрать моментально.
Но ведь не могло сразу всем участникам рынка автомобильного ритэйла в Набережных Челнах, в том числе и Сапсану, с которым расторгался договор, показаться, что все эти события были?